18 апреля 2025 2025-04-18 6 Время чтения 15 минут Прочитать позже
Отправим материал на почту
Согласен на обработку персональных данных. политика конфиденциальности
Сложная область техники, понимание которой раскрывает секреты эффективности этой машины – это и есть принцип работы трактора. Изучение основ функционирования позволяет оценить конструктивные особенности и эксплуатационные возможности трактора. Ниже будет подробно рассмотрено устройство трактора, исследованы его основные системы и механизмы, проанализирована система управления и детально изучен принцип работы гидравлической системы. Представленное описание позволит сформировать целостное представление о том, как работает современный трактор.
Основные системы и механизмы трактора
Сердцем любого трактора является двигатель. В большинстве современных моделей используют дизельные моторы, которые отличаются высокой мощностью, экономичностью и большим крутящим моментом. Все эти показатели важны для выполнения тяжелых сельскохозяйственных и промышленных работ. Принцип работы дизельных двигателей основан на воспламенении топлива от сжатия в цилиндре.
Крутящий момент, создаваемый мотором, передается через трансмиссию к ведущим колесам или гусеницам. То есть вторая по значимости система устройства трактора – трансмиссия.
Это сложный комплекс механизмов управления, включающий в себя:
- Сцепление, которое обеспечивает временное разъединение двигателя и трансмиссии для переключения передач и остановки трактора.
- Коробка передач (КПП) позволяет изменять передаточное число между двигателем и ведущими колесами, то есть регулирует скорость движения и тяговое усилие в зависимости от выполняемой работы и дорожных условий. Современные тракторы могут иметь механические, гидромеханические или бесступенчатые (CVT) коробки передач.
- Главная передача уменьшает частоту вращения от КПП и увеличивает крутящий момент, передавая его на полуоси ведущих колес.
- Дифференциал обеспечивает вращение ведущих колес с разной скоростью при повороте, предотвращая их проскальзывание.
- Бортовые редукторы, они же конечные передачи, дополнительно уменьшают частоту вращения и увеличивают крутящий момент непосредственно перед ведущими колесами. Это дает возможность снизить нагрузку на остальные элементы трансмиссии.
Третья часть трактора – ходовая система, которая обеспечивает его передвижение и устойчивость. Она может быть колесной или гусеничной. Колесные тракторы считаются наиболее распространенными. Они обладают хорошей маневренностью и скоростью на твердых поверхностях. Количество ведущих колес – 2-4. Гусеничные тракторы обеспечивают лучшее сцепление с почвой и меньшее давление на нее, что особенно важно при работе на мягких или влажных полях.
И четвертая часть – рама. Она является несущей конструкцией трактора, к которой крепятся все основные узлы и агрегаты. Она обеспечивает прочность и жесткость всего скелета машины, выдерживая значительные нагрузки при работе.
Система управления трактором
Общее устройство трактора таково, что управление им осуществляется с помощью нескольких основных элементов.
Это:
- Рулевое управление, с помощью которого изменяется направление движения. В колесных тракторах для этого используется рулевое колесо, которое через систему тяг и рычагов поворачивает передние колеса. В гусеничных поворот осуществляется за счет изменения скорости вращения гусениц.
- Обычно в тракторе имеются три педали. Первая – это сцепление, которое используется для разъединения двигателя и трансмиссии при переключении передач и остановке. Вторая педаль – тормоз, который служит для замедления и остановки трактора. Третья – педаль акселератора, которая регулирует подачу топлива в двигатель, тем самым изменяя его мощность и скорость движения. Тормозная система ходовой части может быть механической, гидравлической или пневматической, а также – раздельной для левого и правого колеса, что облегчает маневрирование.
- В кабине трактора располагается множество рычагов и переключателей, предназначенных для управления коробкой передач, валом отбора мощности (ВОМ), навесным оборудованием, гидравлической системой и другими функциями. Эргономичное расположение органов управления облегчает работу оператора.
Гусеничные тракторы обладают уникальным способом осуществления поворотов, который отличается от колесной техники. Вместо поворота передних колес, изменение направления движения достигается за счет изменения скорости вращения левой и правой гусениц.
Существует несколько механизмов в ходовой части, реализующих этот принцип. Наиболее распространенный и традиционный механизм – это бортовые фрикционные муфты и тормоза. Муфты многодисковые, расположены между главной передачей и ведущими звездочками каждой гусеницы и передают крутящий момент на соответствующие гусеницы. Бортовые тормоза установлены на выходных валах бортовых муфт или непосредственно на ведущих звездочках.
Для осуществления поворота, например, влево, оператор воздействует на соответствующий рычаг или педаль. Это приводит к отключению фрикционной муфты левой гусеницы. Передача крутящего момента на нее временно прекращается или сильно уменьшается. Одновременно с отключением муфты или после него включается тормоз левой гусеницы, замедляя или полностью останавливая ее вращение.
В результате правая гусеница продолжает вращаться с прежней скоростью, а левая замедляется или останавливается. Возникающая разница в скоростях вращения приводит к повороту трактора влево относительно заторможенной гусеницы как оси. Чем сильнее заторможена одна относительно другой, тем круче будет поворот.
Принцип работы гидравлической системы трактора
Гидравлическая система – одна из важнейших систем общего устройства современного трактора, обеспечивающая привод прицепного и навесного оборудования, а также вспомогательных механизмов. Принцип ее работы основан на передаче усилия через жидкость, обычно специальное гидравлическое масло.
В состав гидравлической системы входят разные механизмы, агрегаты и оборудование:
- Гидравлический насос, который создает давление в гидравлической системе, перекачивая рабочую жидкость из гидробака. Привод насоса обычно осуществляется от двигателя трактора.
- Гидравлический бак, по-другому масляный бак, служит для хранения рабочей жидкости.
- Гидравлические распределители направляют поток рабочей жидкости под давлением к различным исполнительным механизмам (гидроцилиндрам, гидромоторам) в зависимости от положения управляющих рычагов.
- Гидравлические цилиндры преобразуют энергию потока жидкости в линейное механическое движение, например, подъем и опускание плуга, ковша или лопаты. Состоят из цилиндра, поршня и штока.
- Гидромоторы преобразуют энергию потока жидкости во вращательное движение, например, привод роторной косилки.
- Гидравлические шланги и трубопроводы служат для соединения всех элементов гидравлической системы и передачи рабочей жидкости.
- Предохранительные клапаны защищают гидравлическую систему от перегрузок, сбрасывая избыточное давление.
И сам принцип работы гидравлической системы:
- Когда оператор активирует рычаг управления гидравлической системой, соответствующий распределитель направляет поток рабочей жидкости под давлением от насоса к нужному исполнительному механизму, например, к гидроцилиндру подъема плуга.
- Под действием давления поршень в гидроцилиндре перемещается, выдвигая шток, который, в свою очередь, приводит в действие плуг, поднимая его.
- Для опускания плуга распределитель перенаправляет поток жидкости в другую полость гидроцилиндра или сливает ее обратно в гидробак. Это позволяет плугу опуститься под собственным весом или действием других механизмов.
Современные тракторы оснащают сложными гидравлическими системами с электронным управлением, позволяющими точно регулировать поток и давление жидкости, а также автоматизировать выполнение многих операций.
Видео описание
В видео специалист рассказывает, как работает узел агрегатирования и гидравлическая система трактора:
Коротко о главном
От мощного двигателя, обеспечивающего крутящий момент, до многоступенчатой трансмиссии, передающей его на ведущие колеса или гусеницы, основные части трактора играют важную роль в обеспечении тяговой силы и движения.Система управления позволяет оператору контролировать эту мощь, а гидравлическая система многократно расширяет функциональность трактора, приводя в действие разнообразное прицепное или навесное устройство.